Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 2

Светлана ПЕТРОВА
Архитектура создания системы дистанционного обучения

Находясь на рубеже перехода в новое тысячелетие можно с уверенностью сказать, что XX в. стал веком формирования новой единой цивилизации. Технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производственных силах общества, но и во всем образе жизни человека.

К.Ясперс, один из основоположников так называемого «цивилизационного» подхода к истории, анализирует причины, приведшие к возникновению особой «техницистской» цивилизации. Мы подходим к обществу, в котором национальные информационные ресурсы будут составлять основную экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства. Создание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Привлекательность информационного ресурса заключается в его некоторых специфических свойствах: если человек поделится половиной материальных средств с кем-нибудь, то у него останется лишь вторая половина, но если у индивида есть информация, и он ее полностью отдаст другому индивиду, у него останется все что было. Вдобавок возникает путь к новому сотрудничеству. Другая специфическая черта потребления информации заключается в том, что в отличие от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту - оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей среде и уменьшает энтропию. « Каков возможный сценарий развития информационного общества в предстоящие годы? ... Налицо некая общая модель изменений - трех стадийное  прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне». Для того чтобы идти в ногу со временем необходимо создание потенциала для устойчивого развития. Техника и технологии современности чрезвычайно наукоемки. Будущее экономики, экологии и вообще человеческой жизни зависит от того, каков интеллектуальный багаж людей.

Возрастание уровня технологической деятельности приводит к необходимости увеличения степени развития самого человека. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности.

Американский ученый Дж. Стек считает, что самый высокий барьер, который необходимо преодолеть на пути к успеху - невежество.

Обучение человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь, но интенсивность восприятия, столь удивительная в детстве, падает с годами, и в период интеллектуального и физического расцвета личности способность к обучению значительно снижается. Однако при современных темпах развития производственной и управленческой деятельности, каждому специалисту необходимо совершенствовать свою профессиональную подготовку. Многочисленные институты, колледжи, семинары и курсы проводят обучение персонала любого уровня. Предприятия расходуют большие средства на эти мероприятия, так как в этом заключается гарантия их процветания. К примеру, фирма IBM в 198бг. затратили на обучение и подготовку своих работников 750 млн. долл., а всего в 1985г. в США было затрачено на все формы обучения менеджменту 60 млрд. долл. важной системообразующей составляющей, опирающейся на апробированные промышленные технологии и гарантировано реализуемой в разумные сроки в силу высокой степени определенности. Одновременно, в контексте архитектуры созданной сети, как единого обобщенного взгляда на фундамент информационной системы, на наиболее важных и ответственных участках целесообразно выполнять разработки, насыщающие систему прикладной функциональностью. В этом контексте особенно важными становятся: широкий спектр готовых к применению промышленных прикладных программ для различных областей управленческой деятельности; высокая степень гранулярное™ таких решений (не обязательно внедрять сразу всю систему целиком - можно начать с отдельных участков); построение на основе единого системного фундамента (как правило, в качестве фундамента выступает современная реляционная СУБД).

Подобный эволюционный подход, опирающийся на корпоративные стандарты, в конечном счете, позволит построить реальную систему дистанционного обучения.

 Дайзард У. Наступление информационного века. Новая технократическая волна на западе. Пол ред. П-С.Гурсвича. М.:Прогресс, 1986с.343 " Герчикова И.Н. Менеджмент. М„ 1994. * Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии.- М.: Наука, 1988. С. 20. " Дружинин В.В.. Конторов Д.С. Проблемы системологии. Проблемы теории сложных систем/ Предисловие акад. Глушкова В.М. М.: Сов. радио, 1976.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz