Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 1

Маргарита МАСАНОВА
 
Прожиточный минимум: новые стандарты

В России основные направления социальной политики определены в соответствии с Указом Президента от 18 июня 1996 г. № 934 «О подготовке программы социальных реформ» и Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 в Программе социальных реформ в российской Федерации на период 1996-2000 годы. В Программе констатируется факт, что в России отмечается процесс массовой бедности и число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет около четверти общей численности населения. На первом этапе (1996-97 годы) реализация Плана мероприятий Программы предполагается осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения и постепенному сокращению масштабов бедности.

Тем не менее, необходимо отметить, что проблема бедности интернациональна; бедность существовала в России на протяжении всей истории, включая и советский период. Бедность как социальное явление - это один из старейших пороков общества, и с момента возникновения социальной работы основной ее функцией всегда была борьба с бедностью. Несмотря на то, что в разных странах в плане социального обеспечения населения было очень много сделано, тем не менее, эта проблема остается актуальной сегодня и в . высоко развитых странах, не говоря уже о странах третьего мира. Однако в каждой стране отношение к бедности сугубо специфично, являясь отражением не только закрепленных законодательствами норм социальной политики, но и принятых моделей социальной работы с учетом культурных традиций и стереотипов.

Наиболее простым инструментом для оценки бедности является анализ прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии и соотношения между ними, что позволяет установить планку бедности и определить ту часть населения, у которой семейные доходы на душу населения оказываются ниже прожиточного минимума.

Изучая вопрос бедности или малообеспеченности (такой термин использовался в России до 1990-х годов), можно дать оценку бедности в РФ только с начала 70-х годов, когда было введено пособие для малообеспеченных семей. В тот период времени государство установило порог малообеспеченности для семьи, который составляет 50 рублей на одного члена семьи в месяц. Этот уровень позволил установить две гарантированные величины доходов семьи: минимальный размер заработной платы и минимальный размер пенсии. Министерство труда СССР разрабатывало методику расчета прожиточного минимума. Прожиточный минимум представлял собой сумму расходов, необходимых для удовлетворения на минимальном уровне потребностей семьи в продовольственных и непродовольственных товарах.

С января 1973 года, был установлен минимальный размер оплаты труда (Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 12.12.1972 г. № 842), который составлял 70 рублей. В 1985 году величина прожиточного минимума составляла уже 75 рублей в месяц на душу. Таким образом, с 1985 по 1991 гг. прожиточный минимум был выше минимального размера оплаты труда. И минимальный размер оплаты труда был увеличен до 130 рублей в месяц только с 1 апреля 1991 года (Постановление Совмина СССР «О реформе розничных цен и социальной защите населения» от 19.03.1991 г. № 105), затем до 180 рублей в месяц с 1 октября 1991 года и до 200 рублей в месяц с 1 декабря 1991 г.

По данным, приведенным в «О положении семей в Российской Федерации» (М. Юрид.лит.. 1994. 144 с.), около 11% семей в СССР жили ниже черты бедности до начала 90-х годов и к лету 1992 г. уже около 40% населения находились ниже черты бедности.

В группу граждан, живущих ниже черты бедности, в 70-80 годы попадали обычно: многодетные семьи, которые составляли половину всех малообеспеченных: молодые семьи - около 1/3, пенсионеры и инвалиды.

В начале 90-х годов, в период формирования рыночных отношений в России, наибольшее обнищание коснулось среднего слоя населения. который всегда является базой экономической, политической и социальной стабильности государства. Проводимые экономические реформы привели к обнищанию граждан, работавших в учреждениях бюджетной сферы и на государственных предприятиях, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса. В группу граждан, живущих ниже черты бедности попали: низкооплачиваемые служащие и рабочие, среди них более 35% молодежи от 15 до 29 лет, женщины (одинокие, разведенные, вдовы), пожилые люди, а также граждане, потерявшие работу при низком спросе на рабочую силу, в период экономического спада и отсутствия рынка дополнительной, вторичной и сезонной занятости. Анализ контингента граждан, живущих за чертой бедности, показал, что 2/3 - это социально активное население.

Можно рассматривать социальную политику лак комплекс мер по борьбе с бедностью, то есть определение категорий, живущих ниже уровня бедности, предоставление им социальных льгот в виде компенсаций и пособий, что увеличивает долю расходов бюджета по защищенным статьям расхода. При этом, если учесть еще и нарастающий дефицит бюджета, то выхода из ситуации, казалось бы, просто нет. Тем не менее, одним из вариантов выхода из ситуации может стать адресность социальной помощи, и шаг в этом направлении сделан -это принятие Федерального Закона «О прожиточном минимуме".

Необходимо обратить внимание на то, что в законе используется понятие, прожиточный минимум как физиологический минимум. До принятия настоящего закона существовали временные методики расчету бюджета прожиточного минимума, которые использовались органами государственной власти в субъектах Рф.

В Новгородской области ежегодно подготавливалась и реализовывалась Программа социальной поддержки малообеспеченных слоев населения области. Обострение социальной напряженности в области связано с процессом сокращения Численности занятых на предприятиях, с одной стороны, и снижением доходов семей, с другой стороны, при этом необходимо учитывать систематические задержки выплаты заработной платы. Реализация Программы была направлена на предотвращение появления в области зон социального напряжения и бедствия, и оказание помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам области со среднедушевым совокупным доходом значительно ниже прожиточного физиологического минимума. Единым критерием малообеспеченности в Новгородской области был прожиточный минимум, рассчитываемый по методике Министерства труда РФ 10.11.1992 года в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 г. №210 «О системе минимальных потребительских бюджетов РФ» и на основании данных Новгородского областного комитета государственной статистики. В Новгородской области уже существует система расчета прожиточного минимума, которая предусматривает расчет прожиточного минимума в целом по области и отдельно по городам и районам области по определенным социально-демографическим группам населения. По данным Новгородского областного комитета государственной статистики численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в среднем с января по сентябрь 1996 года 110,9 тыс. чел. и к общей численности населения области составляло 14,9%. Соответственно, за этот же период 1997 года численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла уже 128,5 тыс. чел. и - 17,4,% -от общей численности населения. Минимальный размер пенсии, и ниже на 1 октября 1997 года получали около 10 тыс. пенсионеров области. Поэтому очень, важно было принятие закона «0 прожиточном уровне» в части поэтапного повышения уровня минимального размера оплаты труда и минимального размера оплаты пенсий до уровня прожиточного минимума, что позволит обеспечить социальные гарантии малообеспеченным категориям граждан.

Федеральные; закон, установил правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при определении социальных гарантий различным категориям населения и определил основные понятия, такие, как:

потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности:

прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

семья - это лица, связанные родством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

основные социально-демографические группы населения - это трудоспособное население, пенсионеры и дети.

Расчет прожиточного минимума позволяет, во-первых, оценивать уровень жизни населения в настоящее время и в соответствии с этим разрабатывать и реализовывать региональные адресные социальные программы, и, во-вторых, формировать бюджеты на всех уровнях с учетом реальных возможностей в оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам РФ.

Порядок установления перечня потребительской корзины устанавливается методическими указаниями, которые разрабатываются специализированными учреждениями, министерствами и ведомствами с участием профсоюзов и должны быть утверждены Правительством РФ. Совершенно очевидно, что потребительская корзина будет зависеть от физико-географических и национальных особенностей региона и населения, проживающего на его территории. Поэтому в законе определено, что в целом для России потребительская корзина будет устанавливаться федеральным законом один раз в 5 лет. и соответственно в субъектах РФ потребительская корзина - законодательными органами субъекта РФ с учетом его физико-географических и национальных особенностей.

Величина прожиточного минимума на душу населения будет определяться ежеквартально в целом по РФ и в субъектах РФ на основании потребительской корзины и данных Государственного Комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен и Комитетов государственной статистики субъектов РФ. Величина прожиточного минимума устанавливается органами исполнительной власти РФ и субъекта РФ.

В последнее время произошел разрыв между прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда и минимальным размером пенсии. Совершенно очевидно, что если порядок величины прожиточного минимума в целом по РФ и по регионам значительно отличаются друг от друга, то МРОТ и МРП остаются постоянными по всей России. И с учетом факта, что прожиточный минимум является основой для установления минимального .размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также

для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат гражданам в РФ, в законе предусмотрено поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости в РФ до величины прожиточного минимума, а соотношение между ними на очередной год должно устанавливаться Федеральным Законом «О бюджете» на соответствующий год.

Для создания системы адресной помощи в законе предложен порядок для определения малоимущей семьи в РФ, учета величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ, а также условия и порядок предоставления указанной помощи, сведения о величине прожиточного минимума должны публиковаться ежеквартально в официальных изданиях РФ и субъектов РФ. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 г. Схема реализации закона представлена на рис. 1.

Для сравнения приведем примеры минимальных жизненных стандартов для человека, первый признается Организацией объединенных наций и равен 2\3; второй по Европейскому стандарту равен 50% и для Новгородской области в среднем с января по сентябрь 1997 г. составлял 52,6% от среднего уровня дохода на душу населения для страны или региона.

Однако надо учитывать, что Европейский стандарт в соответствии со статьей 4 Европейской Социальной Хартии, принятой Советом Европы в 1961 году и вступившей в силу в 1965 году (напомним, что РФ вступила в Совет Европы в 1996 году), которая называется «Право на справедливое вознаграждение». «... признает право рабочих на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достаточный уровень жизни... и... использование этого права достигается ...установленным законом механизма фиксированных ставок...», что надо понимать как фиксированные размеры минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии. которые не могут быть ниже прожиточного минимума.

Таким образом. Федеральный закон «О прожиточном минимуме» закрепил порядок определения величины прожиточного минимума с учетом реально складывающихся расходов в регионе на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги и налоги. Принятие закона позволяет конкретизировать и реализовать адресную социальную помощь малообеспеченным семьям.

 

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz